Чем полезен интерактивный метроном?

Моторное планирование и последовательность действий — основные функции мозга. Она определяет простую способность тянуться за стаканом воды, делать заметки, слушая презентацию, плавно ходить или выстраивать предложения так, чтобы речь имела смысл. Эти и многие другие повседневные функции являются результатом способности к планированию и выстраиванию последовательности действий.

На протяжении многих лет специалисты выявляли и пытались измерить степень нарушения моторного планирования и последовательности действий. Физический реабилитолог может отметить, что его пациент демонстрирует «плохое моторное планирование походки в повседневной жизни». Логопед может зафиксировать, что у его пациента наблюдается «нарушение способности самостоятельно инициировать начало повседневных задач или способность выстроить связный текст, чтобы донести мысль оппоненту при общении». Несмотря на все наблюдения, два вопроса остались без ответа:

1. Какой наилучший метод измерения степени нарушения моторного планирования и последовательности действий и как его задокументировать? Врачи полагались на использование терминов «минимальное, модальное, максимальное нарушение» для документирования степени функционального нарушения. Инструмента для точного и объективного измерения и определения степени нарушения моторного планирования и последовательности действий нет.

2. Какой наиболее эффективный и действенный способ восстановить эту важную функцию мозга? Врачи традиционно развивают эту способность моторного планирования и последовательности действий с помощью двигательной активности и тренировок, которые могут занять до нескольких месяцев для достижения функциональных результатов.

Интерактивный метроном РИТМО® даёт решение на эти два вопроса, являясь мультидисциплинарным инструментом для оценки работы мозга, который, как показали клинические исследования, улучшает функции моторного планирования и последовательности действий. Строго контролируемые клинические исследования вывели референсные значения для Интерактивного метронома. Нормы разработаны для детей от шести лет до взрослых. Благодаря этому специалисты могут объективно измерять уровень моторного планирования и последовательности действий и определять степень нарушения в миллисекундах.

Средний балл, указанный для каждой задачи интерактивного метронома, отражает способность пациента к планированию движений и последовательности действий. Несмотря на явное улучшение двигательных навыков, исследования выявили несколько других неожиданных преимуществ использования Интерактивного метронома. Все результаты пользователей для будущего анализа записываются и хранятся в удобной картотеке. Эти результаты представляют особый интерес для логопедов, физических реабилитологов, психологов, педагогов и других специалистов, работающих в области развития когнитивных, коммуникативных, академических и социально-поведенческих навыков.

Эффективности методики интерактивного метронома

Основные обоснования эффективности методики интерактивного метронома

1. Средняя частота воспроизводимого ритма не зависит от возраста и профессиональной подготовки , но при этом разброс индивидуальных данных у детей больше, чем у взрослых.
2. Частота предпочитаемого ритма после физической нагрузки увеличивается во всех возрастных группах.
3. Частота предпочитаемого ритма не коррелирует с частотой сердечных сокращений.
4. Профессиональна я подготовка способствует устойчивости функциональной системы, обеспечивающей ритмическую деятельность Воспроизведение ритма зависит от разных факторов, ведущим из которых выступает способность субъекта произвольно регулировать длительность своих собственных мышечных усилий. Результатом такой регуляции является ритмическое чередование сокращения и расслабления мышц.

Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи. В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.

Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.

Исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствуют о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.

В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости. В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.

У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.

В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью сформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией. Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.

Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.

Значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.

Хорошо продуманная система ритмов управляет телом и психикой человека, как инструментом. Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового анализатора. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы

"...Тренинги по биологической обратной связи, направленные на повышение вариабельности ритма сердца, имеют положительный эффект как в клинической области (уменьшают риск развития тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний), так и в неклинической сфере (стресс-менеджмент, релаксация)..."

Исследование выявило, что для формирования нового психосенсомоторного речевого стереотипа у детей с речевой патологией требуется учет иерархии соподчиненных неречевых и речевых ритмических процессов с тем, чтобы потенциальные возможности детей с нарушениями речи были использованы в онтогенезе в полной мере.

Как утверждают многие исследователи и практики [Далькроз 1914; Кольцова 1973; Теплов 2003 и др.], ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Восприятие ритма внешней среды вызывает многообразные ощущения, которые влияют на эмоциональное состояние человека и его двигательную активность. М. Н. Ливановым [Ливанов 1989] и др. выявлено, что выработка прочного двигательного условного рефлекса облегчается при действии ритмического раздражителя, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.

В настоящее время в психофизиологии доказано, что целенаправленное действие обеспечивается согласованностью во времени и пространстве нейронных импульсов. Их согласованность является главным условием для организации и функционирования нейронных ансамблей, необходимых для реализации функций. Наряду с жесткими связями нейронных ансамблей, обеспечивающих взаимодействие элементов функциональных систем, существуют и гибкие, которые объединяют нейронные ансамбли благодаря синхронизации их ритмов, образуя системы более высокого порядка (творческие озарения, элементы эвристики и пр.) [Иваницкий 2007: 28].

Пространственно-временная организация деятельности включает двигательный, аффективный и когнитивный компоненты, которые в единстве выступают функциональным базисом становления различных видов детской деятельности.

Пространственно-временная организация деятельности дошкольников складывается по мере развития ритмической способности. Чувство ритма, являясь как средством, так и условием пространственно-временной организации деятельности, в ходе своего развития создает двигательную и перцептивную основу для развития игровой, конструктивной, изобразительной и речевой деятельности ребенка.

Становление ритмической способности основывается на последовательном усвоении ребенком ритмических эталонов (повтора, чередования и симметрии) в различных видах деятельности. Эти эталоны играют роль не только формообразующей основы пространственно-временной организации деятельности, но и обеспечивают смысловую сторону деятельности.

Чувство ритма, являясь новообразованием, «функциональным органом» универсального типа, развивается в процессе жизнедеятельности человека на базе генетически обусловленной элементарной ритмичности, проявляющейся на первом году жизни ребенка.

Исходной формой пространственно-временного упорядочивания движений и деятельности ребенка является временная форма ритмичности, которая, в тоже время, способствует овладению ребенком пространством и формированию пространственных представлений. Пространственная форма ритма, появляющаяся в онтогенезе несколько позднее, способствует развитию временного различения и формированию представлений о времени. В этом проявляется свойство чувства ритма как психологического хронотопа, обеспечивающего освоение ребенком пространства-времени в их неразрывном единстве.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений и деятельности, хотя потенциал в развитии чувства ритма у этих детей весьма существенный по причине сравнительной сохранности механизма подражательности.

Дошкольники, отстающие в интеллектуальном развитии, оказываются способными овладеть чувством ритма только при особой организации и содержании комплексных психокоррекционных воздействий, в основе которых лежат действия с ритмическими моделями различной модальности.

Сложной структуре ритмической способности должен соответствовать синкретизм способов формирования чувства ритма, комплексный характер коррекционно-педагогических воздействий, основанный на переводе плана содержания в план выражения с обратным декодированием структур ритма. Применение специального развивающего комплекса приводит к широкому развивающему эффекту.